Герметика
ГЕРМЕТИКА, герметизм (от греч.
* - происходящий от Гермеса) - философские и
религиозно- мистические воззрения, изложенные в так называемых герметических
трактатах, созданных в эпоху эллинизма и поздней античности (раннего
христианства), изложение в которых ведётся от имени бога Гермеса Трисмегиста
(Триждывеличайшего), отождествляемого с египетским богом Тотом. Трактаты
посвящены оккультным наукам, прежде всего алхимии, астрологии, магии, а также
религиозно- философским учениям, близким к гностицизму. Герметика легла в основу
неоплатонизма и других философских течений, распространившихся в средние века,
эпоху Возрождения. Герметика содействовала разрушению монополии церковного
аристотелизма в науке. В настоящее время наблюдается возрождение герметики
ГЕРМЕТИКА (Hermetica)
Сорок две священные книги о мистической мудрости, приписываемые
мифическому Гермесу Трисмегису, или "трижды Великому Гермесу", объединенному
египетскому и греческому божеству, Tory и Гермесу соответственно. Книги, которые
датируются между III веком до н.э. и I веком н.э., имели огромное влияние на
развитие оккультизма и магии на западе. Многие ритуалы и многое из тайного
символизма, содержащееся в неоязыческом колдовстве, основано на материалах
Герметики.Возможно, "Герметика" была написана одним человеком, - по
легенде,
Гермес Трисмегис был внуком Адама и строителем египетских пирамид, - но,
вероятнее, была работой нескольких человек. По легенде, книги первоначально
были
написаны на папирусе. Климент Александрийский, летописец языческих знаний,
писал, что тридцать шесть книг "Герметики" содержат всю философию
египтян:
четыре книги по стрологии, десять книг под названием "Гиератик" по
праву, десять
книг по тайным
ритуалам и обрядам, две - по музыке, а остальные по
верованиям, космографии, географии, математике и измерениям и подготовке
жрецов. Оставшиеся шесть книг были медицинскими и касались тела,
болезней, приборов, лекарств, глаз и женщин. Большинство книг
"Герметики" были потеряны вместе с другими книгами королевской библиотеки
при
пожаре в Александрии. Согласно легенде, сохранившиеся книги были зарыты в
тайном месте в пустыне, где они сохранились до настоящего времени. Несколько
посвященных тайных школ, древних сакральных культов, вероятно, знают
местонахождение этих книг.То немногое, что осталось от сохранившихся книг
"Герметики", передавалось с течением времени и переводилось на разные
языки.
Самое важное из этих произведений, и одно из самых ранних, это "Divine
Pymander". Она состоит из 17 отрывков, соединенных в единое произведение,
в
котором много оригинальных концепций "Герметики", включая то, как
были открыты
Гермесом божественная мудрость и тайны Вселенной и как Гермес основал свое
пастырство и распространял эту мудрость по всему миру. "Divine Pymander",
вероятно, пересматривалась в течение первых веков после Рождества Христова и
пострадала от неправильных переводов. Вторая книга "Divine Pymander",
озаглавленная "Poimandres", или "Видение", возможно, самая
известная. Она
рассказывает о мистическом предвидении Гермеса, о космогонии и египетских тайных
науках о культуре и о божественном развитии души."Изумрудная табличка".
Также
называется "Изумрудная доска", один из самых почитаемых магических
документов в западном оккультизме. Гермес Трисмегис изображался, держащим
изумруд, на котором записана вся философия Египта. Эта "Изумрудная табличка",
говорят, была обнаружена в пещерной могиле, зажатая в руках тела Гермеса
Трисмегиса. По одной версии легенды, могилу нашла Сара, жена Авраама, в
то время как другая приписывает это Аполлонию Тианскому. На драгоценном камне
была надпись по-финикийски, и она раскрывала магические тайны Вселенной.
Латинский перевод "таблички" появился к 1200 году, ему предшествовали
несколько арабских версий. Нет двух одинаковых переводов, и мало смысла в
написанном на "табличке". Значение "Изумрудной таблички"
- в ее начальной
надписи: "Тот, кто наверху подобен тому, кто внизу, и тот, кто внизу, подобен
тому, кто наверху, - должен достичь чудес одной вещи". Это основа астрологии
и
алхимии: микрокосм человечества и Земли есть отражение макрокосма Бога и
Небес.